Детский сад «Ёлочка» (МБДОУ №135 г.Макеевки)

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СОПЕРЕЖИВАНИЯ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СОПЕРЕЖИВАНИЯ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

 

Красакова Елена Викторовна,

Воспитатель I категории,

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

 «Ясли-сад № 135 общеразвивающего

типа города Макеевки»

В последнее время в психолого-педагогических исследованиях все больше внимания уделяется вопросу эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, формирование умений определять эмоциональное состояние собеседника и владеть своими эмоциями. К старшему дошкольному возрасту у детей, как утверждает психолог М.И.Лисина, возникает потребность во взаимоотношениии и сопереживании. В общении с другими людьми согласно С.Л. Кононко, психологическое развитие детей будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенком утвердиться в своих моральных качествах, в желании того, чтобыокружающие были ему благодарны и признавали его хорошие поступки.

В младшем дошкольном возрасте сверстник еще не является значимым для ребенка. В то же время его присутствие повышает общую активность и эмоциональность малыша. С раннего возраста ребенок воспинимает ровесника не как физическое лицо, а как похожее на себя существо. Дети радостно обнаруживают общие признаки или черты, охотно воспроизводят движение другого малыша, подражают его звукам, хотя самого сверстника как бы не замечают «смотрясь» в сверстника, как в зеркало, ребеноквыделяет и объективизирует свои отдельные качества.

В середине дошкольного возраста собственное Я ребенка клонкретизируется в «предметных проявлениях: его имущество, преимущества, умения, похвала взрослого начинаютоцениваться посредством сверстника и «глазами сверстника». Возникнувшее у него «предметное» отнош6ение к сверстнику в этом возрасте проявляется в противопоставлении себя другому и в конкуренции между детьми. Каждому ребенку необходима уверенность в том, что он самый хороший, самый умелый и красивый. Наиболее простой способ доказать это – сравнить себя с тем, кто рядом и кто так похож на него. Правда, при таком сравнении дети бывают весьма субъективны. Их основная задача – доказать свое превосходство. Для этого подходят и новые тапочки, и похвала воспитателя, и умение бегать или прыгать. Но за всем этим стоит: «смотри, какой Я хороший». Однако, испытывая острую потребность в признании и восхищении других, дети сами не умеют и не хотят выражать одобрение своим сверстникам. Не стремятся они также, и помогать или уступать другим. У многих детей этот этап затягивается, а у некоторых остается на всю жизнь. От этого бесконечные конфликты и проблемы в отношении с другими людьми.

Причиной детских конфликтов практически всегда является доминирующая ориентация на оценку и признание других, где эти другие оказываются предметом сравнения и средством самоутверждения. Поэтому вся жизнь превращается в доказательство своего превосходства «то ли в обиду, что меня недооценили». У бесконфликтных детей доминирует потребность в сотрудничестве и сопереживании, а оценка себя и другого уходит на второй план.

Преобладание предметного, оценочного отношения к себе является также причиной повышенной тревожности, которая выражается в застенчивости. Главной причиной детской застенчивости является страх оказаться порицаемым, отвергнутым, недооценоенным, которрый существенно отравляет жизнь и самому ребенку и окружающим.

К старшему дошкольному возрасту у многих детей появляется новое, личностное начало в отношении к сверстнику, в котором он относит себя другому во всей его целостности. При этом взаимодействии детей становится значительно более мионым. Количество и острота детских конфликтов снижается. Зарождается интерес к сверстнику и желание что-то сделать для него. Это проявляется в вопросах («Во что ты играешь?», «Что хочешь делать?», «Тебе понравился мультик?»), в стремлении обрадовать или рассмешить сверстников, в способности помочь и уступить ему (сделать подарок, играть в его любимую игру, поделиться конфетой). В этом наивном стремлении сделать что-то для другого видны ростки новых отношений между детьми, в центре которых, не Я, а ТЫ. Эти ростки взрослые должны бережно выращивать и поддерживать, чтобы они не зачахли. Чтобы примитивное и понятное «Смотри, каой Я хороший» не задушило интерес к другому и желание помочь ему.

Дошкольный возраст – еще только начало отношений с другими. Пока еще возможно открывать ребенку другого человека не как соперника и конкурента, а как самоценную и значимую личность со своими, но в то же время твоими радостями и трудностями.

По данным Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной на положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главном из которых является способность к сопереживанию, сочувствию, взаимопониманию.

Сопереживание – состояние, которое выражается в переживании чего-либо вместе с другими, в разделении переживания; действие по оказанию помощи по отношению к тому, кто переживает.

Взаимопонимание – способ отношений между людьми, при котором максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон. Взаимопонимание между отдельными людьми предполагает межличностное познание друг друга. Это познание является сложным и динамичным процессом. Его структурные элементы: восприятие внешенего облика, предроложительное соотнесение  внешних признаков с личностными качствами, первого впечатления, становление ряда образов о другом человеке, понимание личности другого.

Проблема формирования сопереживания, сочувствия, взаимопонимания актуальна была во все времена. Я считаю, что в данный момент она стала еще значимей, так как живое общение с детьми заменяется просмотром телевизионных передач, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране, при этом у него не хватает запасов физического и психического здоровья, чтобы справиться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей.

Помочь в этом ребенку должны, прежде всего, близкие взрослые и мы воспитатели. Для этого в группе необходимо создать спокойную, положительную обстановку. Утром во время приема детей расспрашиваю детей о том, как прошел вечер дома, чем занимались, чем помогали своим близким. В конце дня спрашиваю, что хорошего случилось с ребенком сегодня.

Поручаю разные виды работ (вытереть пыль, помочь няне набрать воду, подготовить материал к занятию и т.п.).

Ввела в группе «помощника на день». Цель этого помощника. Помочь детям испытывающим затруднения в чем—либо.

Воспитание у детей чуткого доброжелетельного отношения друг к другу – сложный процесс. Поэтому стараюсь замечать и развивать в детях самые маленькие ростки лучших чувств. Дима поранил руку. Чем можем помочь Диме? Как облегчить его страдания? Помимо вкусных конфет и игрушек нарисовали плакат с наилучшими пожеланиями. Когда Дима пришел в д / с помогали ему одеваться, закатывать рукава перед мытьем рук. Дети искренне сочувствовали мальчику, старались помочь.

Даня и Вадим – оба претендуют на главную роль в играх, из-за чего часто дерутся между собой. Убеждение словами не действуют. Тогда в процессе игры, на занятиях создаю такие ситуации, при которых мальчики вынуждены выполнять общую работу: строить мост, сервировать стол и т.д. Отношение между детьми постепеннно стали налаживаться.

Егор бежал и толкнул Полю. На крик прибежали дети и стали её  утешать. Это проявление радует, так как свидетельствует о доброжелательном отношении между детьми.

Одобряю все положительные поступки детей: «Я очень рада, что Даня заметил, как тяжело нести корзину с игрушками Ангелине», «Хорошо, что у нас есть такие дети, которые посочувствуют Лере и нашли её куклу». Постепенно дети привыкают в затруднительные моменты обращаться друг к другу, оказывать помощь: завязать шарф, открыть дверь, поднять кем-то уроненную вещь, поискать потерянное. Добиваюсь того, чтобы дети самостоятельно, без указаний следовали этому: «Ты потеряла рукавичку, Даша, сейчас мы её найдем». Дети оставляют свои дела и ищут пока не найдут.

Сочувствие, чуткость. Эти чувства приходят вместе с дружбой детей. Ведь не только в игре, но и в радостях важно сопереживание товарища, от этого и радость ярче и крепче связи с товарищами, и не находится места для зависти. Вначале сама обращаю внимание детей на то, что у их товарища случилось что-то приятное. На Эвелине новое платье, у Никиты кроссовки. Вместе с детьми радуемяс хорошим событиям.

Значительную роль в морально-этическом воспитании детей занимает художественная литература. Для решения этого сложного вопроса подобрала произведения, содержание которых соответствует поставленнной воспитательной цели. При этом руководствовалась тем, что моральное влияние литературного произведения на ребенка зависит от его высокого художественног уровня, его содержание должно глубоко проникать в детскую душу, вызывать сопереживание, сочувствие герою. Некоторые произведения читала повторно, ибо так усиливалось впечатление, укреплялись чувства детей. Применяла методы, которые способствуют эффективному формированию морально-этических и оценочных представлений: чтение и обсуждение художественного произведения, этические беседы, составление рассказов по картинам. Активно использовались и практические средства: детям предлагала упражнение на закрепление норм поведения, рассматривая положительный пример взрослого, осуждались отрицательные поступки. Практика показала, чтобеседы по художественным произведениям детям необходимы, так как ребенок, еще не имея достаточного жизненного опыта, не всегда может понять главную мысль автора, правильно оценить поступки героев.

Готовясь к проведению бесед нужно задавать детям вопросы, которые  заставят детей стать на место пострадавшего, чтобы ощутить то, что переживал он. Таких вопросов должно быть много, но так чтоб каждый из них вызвал интерес к действиям и мотивам поведения персонажей. Отвечая на вопросы, дети учились сравнивать поступки и действия персонажей,  делать определенные выводы. Дети внимательно слушают произведения о  маме: Н.Забила «Мамин праздник», Н.Сингаевского «Мамочкино счастье», М.Познанский «Своей маме», ненецкую народную сказку «Кукушка» и другие. Мама – самый дорогой для ребенка человек. Важно образ матери показать во всем величии. Мама всегда заботиться о детях. Поэтомумаму нужно любить, уважать, заботиться о ней.

Чтение художественных произведений объединенных общей моральной темой, дает возможность применять эффективный метод воспитательного воздействия – этические беседы. В практике использую три вида бесед: беседы по содержанию художественных произведений, разговор о поступках и поведении детей «Почему одних детей любят, а других нет?», «Хороший ли я друг?», «Что нужно сделать, чтобы быть приятным человеком?». А также комбинированные беседы (объединение чтения художественных произведений и анализ поступков). Детские художественные произведения В.Сухомлинского «Именинный обед», «А сердце тебе ничего не подсказало?», В.Осеевой «Отомстила», «Самое страшное», С.Баруздин «Нужный гвоздь» - способствует воспитанию у детей положительных моральных качеств и преодолению отрицательных.

Большую роль в воспитании гмунных отношений со сверстниками представляют коммуникативные и сюжетно-ролевые игры.

Для активизации нравственного опыта детей  в сюжетных играх необходимо создавать разнообразные нравственные ситуации. Параллельно с формированием знаний о труде взрослых у детей накапливается опыт взаимоотношений. Особая ценность нравственных ситуаций в том, что они помогают создать атмосферу сопереживания, ведь согретые чувством навыки становятся более устойчивыми. Ребенок к тому же приучается видеть состояние других, не проходить мимо, а активно выражать своё сочувствие. Во время игр дети приобретают навыки поведения, которые потом проявляются детьми в неигровой обстановке.

Такие коммуникативные игры как «Добрые волшебники», «Волшебные очки» - направлены на преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам.

Игры «Зеркало», «Где мы были - не скажем, а что видели – покажем» - развивают умение понимать без слов, внимание к другому ребенку.

Игры «Мост», «Дракон», «Психологическая лепка», «Слепой и поводырь», «Комплименты» - развивают у детей взаимопонимание, умение доверять друг другу.

Игры «Договорись взглядом», «Парн6ый мост», «Ветер дует на…», «Волны» - способствуют сплочению детского коллектива.

Воспитание сочувствия у детей я провожу в тесном контакте с родителями воспитанников. Мой многолетний опыт работы показал, что если взрослые не проявляют по отношению к малышу должного внимания и заботы или если они чрезмерно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребенка складывается недоброжелательность, зависть, страх, стремление к уеденению, возникают трудности в установлении контактов с окружающими людьми. Я советую родителям: поспешить выразить ребенку одобрение, если они видят, что он доброжелательно относится к сверстнику, сочувствует в беде и старается выручить. Искренне разделить радость малыша, которому удалось то, что раньше не получалось. Поощрять старание ребенка, выражать уверенность  в том, что он справится с поручением, которое ему дают. Взрослый должен выразить чувство справедливого негодования, если ребенок позволил себе грубость, если он не желает делиться игрушками, дружно играть и трудиться.

На основе постоянного опыта своей работы, а также теоретического изучения этого вопроса можно сделать вывод, что главным в воспитании сочувствия, сопереживания является:

- содержание всей воспитательной работы ДОУ, оказывающее моральное воздействие на детей;

- восптание гуманных чувств на основе совместных переживаний, в живом активном общении;

- личность воспитателя, его моральный облик, его отношение к детям;

- тесный контакт с семьей.

Воспитывать ребенка – труд благородный, поистине созидательный. Плодами его определяется и будущее человека и будущее человечества.

 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://infourok.ru/sbornik-igr-i-uprazhneniy-kommunikativnie-igri-460971.html#2
  2. https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/kartoteka-kommunikativnyh-igr-dlya-detey-5-7-let#1
  3. http://fullref.ru/job_6db06dd55981b47e2315a759cce84c9a.html 
  4. http://pedportal.net/po-tipu-materiala/dlya-roditeley-doshkolnye-nachalnye-starshie-klassy/formirovanie-kommunikativnosti-ndash-vazhnoe-uslovie-normalnogo-psihologicheskogo-razvitiya-rebenka-65131

830e3c8c7f63b7cb6b9eb93cd6f4edae.jpg

eb5e9a667636ba0338c504092171c912.jpg 



9 февраля 2023 в 16:10

Прикреплённые файлы:

Документ: ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СОПЕРЕЖИВАНИЯ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Описание файла:

Файл называется: kartoteka-igr-dlja-razvitija-dobroty-i-soperezhivanija_97kog.pdf

Это официальный файл организации «Детский сад «Ёлочка» (МБДОУ №135 г.Макеевки)», в нём содержится ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СОПЕРЕЖИВАНИЯ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ.

Размер файла: 0,65 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.